Как-то смикшировались в голове несколько идей. Не знаю пока, что с ними делать, но уж определить их, четко вербализировать просто необходимо, иначе и работать не смогу.
У Стругацких проходит момент о «сытом бунте». Голодный бунт можно понять – материально обездоленные, в нашем понимании, имеют все основания быть недовольными. Но вскользь задается вопрос: «А смогли бы вы понять и пожалеть недовольного и бунтующего, оделенного всеми благами материальной культуры общества?» Говорится о том, что государство берется за заранее выполнимые задачи: накормить народ, обеспечить его жильем и т. д. Это вопросы решаемые, при желании и умении все это осуществимо. Но ни государство и никакая другая сила, кроме самого человека, не сможет дать ему больше этого – дать смысл существования.
С другой стороны, Эрих Фромм в своей книге «Иметь или быть» дает анализ двух основных «способов существования» человека – обладания и бытия.
Швелер и Бердяев считают, что быть человеком – означает бросить своеобразный вызов случайному бытию.
Из этих и некоторых других высказываний можно сделать вывод, что существует некий идеальный образ человека, человека как свободной личности, которая не приспосабливается к миру, а относится к нему, что всегда предполагает «возражение».
Гуманистический идеал развития человека можно описать словами Маркса, сформулировавшего принцип функционирования нового общества: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Мне всегда казалось, что такой идеал недостижим. Я понимаю людей, относящихся скептически к идеалам социализма: разве можно «быть», то есть самоосуществляться, будучи голодным?
Франкль: «Дело доходит до экзистенциального вакуума. И это – в сердце общества, которое ни одну из базовых своих потребностей не оставляет неудовлетворенной. Это происходит именно от того, что оно только удовлетворяет потребность, но не реализует стремление к смыслу».
Смысл бытия, существования, вечный вопрос: «Зачем я?» всегда мучил человечество в целом и каждого человека в отдельности. Нет и не будет единого ответа на этот вопрос. Ответ на него, как и моральные нормы, дифференцируется на индивидуальном уровне. Категоричность такого ответа возможна резка, но ведь и «золотое правило морали», долженствующее иметь всеобщую силу, не имеет таковой. Наверное, пусть этот вопрос навсегда останется открытым – ведь это также дает смысл бытия. Если быть, чтобы есть или по Фромму «обладать», то и не смысл это, ибо конечна данная цель. Что же останется человеку после ее осуществления? Но искать смысл в познании окружающего и самого себя в нем – цель бесконечная, невыполнимая, но приносящая не меньше человеку, чем дом «полная чаша».
У Стругацких проходит момент о «сытом бунте». Голодный бунт можно понять – материально обездоленные, в нашем понимании, имеют все основания быть недовольными. Но вскользь задается вопрос: «А смогли бы вы понять и пожалеть недовольного и бунтующего, оделенного всеми благами материальной культуры общества?» Говорится о том, что государство берется за заранее выполнимые задачи: накормить народ, обеспечить его жильем и т. д. Это вопросы решаемые, при желании и умении все это осуществимо. Но ни государство и никакая другая сила, кроме самого человека, не сможет дать ему больше этого – дать смысл существования.
С другой стороны, Эрих Фромм в своей книге «Иметь или быть» дает анализ двух основных «способов существования» человека – обладания и бытия.
Швелер и Бердяев считают, что быть человеком – означает бросить своеобразный вызов случайному бытию.
Из этих и некоторых других высказываний можно сделать вывод, что существует некий идеальный образ человека, человека как свободной личности, которая не приспосабливается к миру, а относится к нему, что всегда предполагает «возражение».
Гуманистический идеал развития человека можно описать словами Маркса, сформулировавшего принцип функционирования нового общества: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Мне всегда казалось, что такой идеал недостижим. Я понимаю людей, относящихся скептически к идеалам социализма: разве можно «быть», то есть самоосуществляться, будучи голодным?
Франкль: «Дело доходит до экзистенциального вакуума. И это – в сердце общества, которое ни одну из базовых своих потребностей не оставляет неудовлетворенной. Это происходит именно от того, что оно только удовлетворяет потребность, но не реализует стремление к смыслу».
Смысл бытия, существования, вечный вопрос: «Зачем я?» всегда мучил человечество в целом и каждого человека в отдельности. Нет и не будет единого ответа на этот вопрос. Ответ на него, как и моральные нормы, дифференцируется на индивидуальном уровне. Категоричность такого ответа возможна резка, но ведь и «золотое правило морали», долженствующее иметь всеобщую силу, не имеет таковой. Наверное, пусть этот вопрос навсегда останется открытым – ведь это также дает смысл бытия. Если быть, чтобы есть или по Фромму «обладать», то и не смысл это, ибо конечна данная цель. Что же останется человеку после ее осуществления? Но искать смысл в познании окружающего и самого себя в нем – цель бесконечная, невыполнимая, но приносящая не меньше человеку, чем дом «полная чаша».
Как что?!
Сепарировать, если уж они смикшировались.
но если основываться на твоих словах словах, что
Голодный бунт можно понять – материально обездоленные, в нашем понимании, имеют все основания быть недовольными. Но вскользь задается вопрос: «А смогли бы вы понять и пожалеть недовольного и бунтующего, оделенного всеми благами материальной культуры общества?»
то можно сделать вполне простой вывод - сначала человек пытается достичь материальных благ, а уже только после этого думает о своём предназначении. и это тоже понятно. очень мало людей, которые впадают в философию, если не только сами голодают, но ещё и должны кормить семью.
естественно, что, так скажем, бедные люди не могут понять этих метаний более обеспеченных слоёв. они это называют просто: "с жиру бесятся". однако их точка зрения очень субъективна, так как, выполнив "программу-минимум" и обеспечив себе нормальное проживание, человек лишается цели. он начинает придумывать себе другую, ещё одну, etc, пока не начинает задаваться вопросом: "а зачем это всё?". и, на мой взгляд, хоть это и очень болезненный (почти в буквальном смысле) вопрос, он необходим. иначе человек перестаёт стремиться к чему-либо, а "не идти вперёд - значит идти назад" (не помню написание на языке оригинала
Эта теория успешно используется при мотивации персонала компании, при определении сегмента рынка ( не даром элитные товары не бывают широкого потребления) и т.д. и т.п. А всё лишь потому, что общество склонно к расслоению.
Споры по этому вопросу столь же бесполезны, как просмотр мыльных опер по чёрному ящику. Они ничего не дают кроме какого-то личностного удовлетворения.
Была недавно какая-то конференция, на которой этот вопрос опять же был затронут (никуда не денешься). Разговор шёл о качестве прессы. выяснили, что оно зависит от удовлетворённости журналистов. и тут возник этот вопрос, в аудитории не было ни единого психолога и менеджера, только профессиональные журналисты.
Догадываетесь об окончании. Выступали умные люди, но заведя вопрос в тупик, все ушли на перерыв!
А я попытался их экстраполировать друг на друга
EZhik
В принципе согласен. но ты не совсем меня поняла. Под сытым бунтом я имел в виду не недовольство, интеллектуальной элиты - они суть больная совесть народа, как ныла, так и будет ныть, - а бунт именно среднего класса, только сытого и благоустроенного. Которые "выбирают, что бы еще взять такое, нежратое".
sunnycat
Я абсолютно не согласен, что это бесполезные идеи. Говорят, что бытие определяет сознание. Слава богу, что это не так - иначе мы не вылезли бы из пещер.
рекомендую свою любимую книгу: "Град обреченный" Стругацких. Настоятельно рекомендую. очень она мне нравится.
перечитаю
там также дается вариант смысла бытия. В исполнении Изи понятие "храма культуры".
Я не говорила, о том, что идеи бесполезны, но воплощать их, как правило, приходится в одиночку.
Они могут быть бесполезны только в том случае, если не находят практического воплощения.
Люди готовы спорить, это им свойственно, любят разговаривать больше, чем заниматься делом (я не исключение), но если кто-то берётся воплощать задуманное, несмотря на несогласие, то это похвально (это комлимент)!
Говоря словами Стругацких, больная совесть ничего не решает, она просто болит.