Славный вчера вечерок выдался. Поговорили, поспорили с ребятами.
Лишний раз убедился в том, что самое плодотворное и естественное упражнение нашего ума - по-моему, беседа. Из всех видов жизнедеятельности она для меня наиболее приятный. Афиняне, а вслед за ними и римляне придавали в своих Академиях высокое значение этому искусству. Учась чему-либо по книгам, движишься вперед медлительно, слабо, безо всякого пыла. Живое же слово и учит и упражняет. Если я веду беседу с человеком сильной души, смелым соперником, он нападает на меня со всех сторон, колет и справа и слева, его воображение разжигает мое. Дух соревнования, стремление к победе, боевой пыл увлекают меня и возвышают над самим собой. Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное.
Так как наш ум укрепляется общением с умами сильными и ясными, нельзя представить себе, как много он теряет, как опошляется в каждодневном соприкосновении и общении с умами низменными и ущербными. то самая гибельная зараза.
Я готов выслушать от друзей самую резкую отповедь: ты дурак, ты городишь вздор. Я люблю, чтобы порядочные люди смело говорили друг с другом и слова у них не расходились с мыслями. Я люблю общество людей, у которых близкие отношения основаны на чувствах сильных и мужественных, я ценю дружбу, не боящуюся резких слов, так же как любовь, которая может кусаться и царапаться.
Беседе не хватает пыла и великодушия, если она не задириста, если она так благовоспитана и изысканна, что боится резких толчков и все время старается сдерживаться.
Где-то я вычитал фразу, которая может быть кратким изложением моего суждения по этому вопросу: "Neque enim disputari sine reprehensione potest" - Ведь нельзя спорить, не опровергая противника.
"